Как начать свой бизнес?

Чтобы начать свой бизнес его нужно узаконить, а именно зарегистрировать юридическое лицо (фирму) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Именно с этого все и начинается. На сегодняшний день существует три основных способа зарегистрировать фирму. Способ первый – зарегистрировать фирму самостоятельно, второй – купить «готовую фирму», третий – обратиться за данной услугой в юридическую компанию. В данной статье мы попробуем детально рассмотреть каждый из вариантов и попытаться найти ответ на главный вопрос – Как начать свой бизнес.

Рассмотрим первый способ – регистрация фирмы своими силами


Для начала процесса регистрации юридического лица в налоговых органах необходимо осуществить целый ряд действий, которые мы рассмотрим ниже.


1.  Выбор организационно-правовой формы (ОПФ) создаваемой организации, то есть той правовой «оболочки», в которой она будет существовать. Наиболее распространенными среди коммерческих организаций (деятельность которых направлена на извлечение прибыли) являются Общество с ограниченной ответственностью (ООО) и Закрытое акционерное общество (ЗАО). При этом необходимо учитывать ряд особенностей, влияющих на процедуру создания фирмы.
Рассмотрим некоторые из них. Минимальный размер уставного капитала ООО и ЗАО одинаков и равен 100 МРОТ (на сегодняшний день 10000 рублей), может вноситься как денежными средствами, так и имуществом. Однако если учредители ЗАО оплачивают акции имуществом, то его стоимостное выражение должен подтвердить независимый оценщик. Для ООО это необходимо в случае если размер уставного капитала превышает 200 МРОТ. Также при выборе ОПФ необходимо учитывать, чьи интересы выдвигаются на первый план – участников или самой организации; степень удобства выхода участников (акционеров) из Общества и принятия новых; процедура голосования; а также множество других моментов.
2.  Разработка учредительных документов фирмы. Если организацию учреждает одно лицо, то учредительным документом будет являться устав, если несколько – устав и учредительный договор. Данные документы должны соответствовать всем требованиям законодательства, учитывая требования к организациям, осуществляющим определенные виды деятельности (например частное охранное предприятие, кредитная организация).
3.  Проведение общего собрания учредителей, на котором происходит обсуждение заранее подготовленных проекта учредительного договора и устава организации, согласование разногласий по основным моментам совместной деятельности, в том числе по процедуре регистрации фирмы, утверждение денежной оценки вкладов участников (при внесении их в неденежной форме), избрание исполнительных органов общества, заключение учредительного договора и утверждение устава общества. По итогам собрания составляется Протокол общего собрания учредителей.
4. Оплата уставного капитала. При учреждении ООО необходимо оплатить не менее 50 процентов уставного капитала, а оставшуюся часть в срок, определенный учредительным договором, но не позднее чем через год. Вносится необходимая часть вклада на временный счет в банке, который после регистрации фирмы становится расчетным счетом. При регистрации ЗАО 50 процентов уставного капитала необходимо оплатить в течение трех месяцев с даты регистрации общества, а остальное в течение года. Если уставный капитал вносится неденежными средствами, при необходимости приглашается независимый оценщик.
5. Подготовка заявления о государственной регистрации юридического лица, оплата государственной пошлины. Заявление должно быть заполнено в соответствии с требованиями налоговых органов, со всеми необходимыми приложениями, учитывая каждый пункт и прочерк. Подпись заявителя на заявлении удостоверяется в нотариальном порядке.
6. Подача заявления, учредительных и иных необходимых документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Организация, в соответствии с законодательством, должна быть зарегистрирована в течение 5 рабочих дней.
7.  Получение документов из регистрирующего органа, при необходимости получение уведомлений из фондов: пенсионного, обязательного медицинского и социального страхования, а также в Госкомстате. Уведомления из фондов должны выдаваться одновременно с документами о регистрации организации, по широко декларируемому принципу «одного окна». Но на практике возможны случаи нарушения данной процедуры.
8.  Издание приказа Генеральным директором о назначении Генерального директора и Главного бухгалтера, заказ печати организации, открытие расчетного счета в правильно выбранном банке.
9.  При учреждении ЗАО – зарегистрировать первичную эмиссию акций в ФСФР.
В результате описанного процесса (необходимо заметить, что довольно трудоемкого и требующего потратить немало времени), при правильном составлении всех документов (а особенно заполнения заявления о регистрации), вы получаете фирму «созданную своими руками».


Второй способ стать владельцем собственного бизнеса – купить фирму

 


В случае если Вы пришли к выводу, что для создания фирмы с нуля не обладаете необходимыми знаниями, или не хотите терять время и силы на трудоемкий процесс регистрации, есть смысл задуматься о покупке готовой фирмы.
Готовая фирма представляет собой полностью зарегистрированное юридическое лицо, имеет фирменное наименование, печать, «юридический» адрес (адрес массовой регистрации фирм), оплаченный уставный капитал, стоит на учете в налоговой инспекции и внебюджетных фондах, имеет либо не имеет расчетный счет в банке.
Главный аргумент, который может побудить купить готовую фирму это возможность быстро сменить директора в ней на нужного Вам человека или Вас (за один день), однако стать владельцем стопроцентной доли в уставном капитале Вы сможете только через 7 суток (на практике может быть и дольше). Таким образом, новый директор осуществляет свои полномочия не совсем законно, так как он может совершать юридически значимые  действия только после государственной регистрации изменений в Едином государственном реестре юридических лиц, а не с момента принятия решения о вступлении в должность. Данная коллизия в законодательстве делает покупку готовой фирмы рисковым мероприятием и в случае возникновения проблем по поводу правомочности принятых новым директором решений придется отстаивать свои интересы в суде.
Рассмотрим основные моменты, которые необходимо учитывать при покупке уже существующей фирмы.
1. Необходимо понять, на кого данная фирма зарегистрирована. Если покупать фирму, которая уже вела хозяйственную деятельность, то есть вероятность что у нее с участниками все в порядке. Если же юридическое лицо зарегистрировано юридической фирмой конкретно для продажи, то существует опасность, что она числится на лицах, страдающих алкоголизмом или на утерянный паспорт. Маловероятно, что продаваемые организации регистрируются на сотрудников данной юридической фирмы. 
2. Необходимо узнать, где зарегистрирована фирма (по какому адресу). Готовые фирмы числятся в местах массовой регистрации юридических лиц (то есть в одной комнате по конкретному адресу зарегистрировано несколько сотен фирм), и поэтому необходимо будет сменить место нахождения организации на фактический адрес Вашей будущей деятельности. Проверяющие могут квалифицировать это как непредставление сведений об организации. В этом случае они либо вынесут предупреждение, либо оштрафуют директора на 5000 рублей.
3. Необходимо проверить, сдавались ли бухгалтерские отчетности на данную фирму. Если нет, то вполне вероятно, что Вам придется платить штрафы за нарушение налогового законодательства. В случае, если организация не вела хозяйственную деятельность, должны были сдаваться «нулевые» отчетности. Иногда это делать забывают, непреднамеренно или специально. Наконец, организация могла иметь долговые обязательства не перед государственными органами, а перед контрагентами, и в этом случае у Вас могут возникнуть дополнительные проблемы.
4.  Также следует задуматься о том, что существует риск захвата фирмы либо усложнение Вам нормальной хозяйственной деятельности бывшими недобросовестными продавцами, в случае если Вы ее раскрутите и сделаете привлекательной для захватчиков. Для этого существует множество возможностей. Например, бывший директор мог выдать вексель на крупную сумму, либо Вы окажетесь не первым покупателем стопроцентной доли в уставном капитале, а также могут быть другие не приятные ситуации (многие из которых основаны на информации или документах, имеющихся у недоброжелателей).
К достоинствам приобретения готовой фирмы можно отнести минимальное участие покупателя в процессе смены участников и директора на новых. Заявление подписывает и заверяет у нотариуса прежний директор, подает документы на регистрацию тоже он. Покупатель получает готовый пакет документов практически без личного участия. Но данный вариант приемлем, только если полностью убедиться, что продаваемая фирма «чистая» и не имеет проблем, указанных выше. «Полная гарантия» Вам может быть дана только на словах, а доверять продавцам или нет, зависит от Вашей ситуации.


Третий способ учредить организацию – обратиться в юридическую фирму

 


Данный способ регистрации является наиболее приемлемым, если Вы решили самостоятельно не вникать в юридические тонкости регистрации организации и не рисковать, приобретая готовую фирму. При этом обращаться лучше туда, где регистрацией юридических лиц занимаются на профессиональной основе, то есть это является одним из основных направлений деятельности юридической фирмы.
Грамотный юрист поможет Вам выбрать оптимальную для будущего бизнеса организационно-правовую форму, подготовит необходимые в вашем конкретном случае учредительные документы, согласует с Вами диспозитивные нормы, которые прописываются в уставе организации. Также он в соответствии со всеми требованиями заполнит заявление о государственной регистрации юридического лица и необходимые к нему приложения, определит порядок подачи документов в регистрирующий орган (с Вашим участием или без), а также сделает все остальные, необходимые для начала функционирования организации, действия. При этом на каждом этапе регистрации юрист должен осуществлять консультацию клиента по всем интересующим его вопросам, относящимся к данной сфере.
Так как к выбору юридической фирмы необходимо подходить очень внимательно, на сайте размещена статья «Критерии выбора юридической фирмы», в которой подробно отражены основные моменты. Замечу лишь, что необходимо заранее узнать перечень услуг той или иной фирмы, выяснить на всех ли этапах регистрации производится сопровождение клиента и что включено в стоимость услуги. Следует упомянуть, что регистрация организации в соответствии с Законом длится не более 5 рабочих дней, плюс 1-3 дня необходимо для подготовки и согласования всех документов.

Автор: ООО «ЮБ «Альтернатива» 
           Шаталкин В.В.