Что НК грядущий нам готовит?
О новом порядке осуществления налогового контроля, который вступит в силу с 1 января 2007 года, рассказали начальник управления методологии ФНС РФ Андрей БРУСНИЦЫН и налоговый эксперт, начальник Управления ФСКН РФ Михаил МУХИН на семинаре компании ПрофКонсультант «Налоговые проверки: информация из первых рук».
На семинаре прозвучали две противоположные точки зрения. Представитель налоговой службы считает закон новым этапом развития налоговой реформы. По его мнению, закон призван существенно облегчить жизнь плательщиков за счет более эффективного механизма налогового контроля. Михаил Мухин, эксперт ФСКН (в эту службу перешли многие сотрудники упраздненной налоговой полиции) рассказал присутствующим, что иначе, как с 1937 годом у него 137-й федеральный закон не ассоциируется. Такое сравнение не удивительно – ведь с 1 января 2007 года все штрафы будут взыскивать в бесспорном порядке. Новый закон отменяет статью 103.1, которая устанавливает лимиты «бессудного» взыскания в пять и пятьдесят тысяч рублей.
– Законодатели продемонстрировали низкий уровень правовой культуры, подтвердив это безакцептное право налоговых органов. Дело в том, что в своем Постановлении от 17.12.1996 г. № 20-П Конституционный Суд РФ недвусмысленно указывает, что такой порядок противоречит ст. 35 Конституции РФ, где сказано, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по приговору суда. Налоговые юристы ждут 1 января с нетерпением, чтобы обратиться в Конституционный Суд с исками о признании не соответствующими Конституции этих положений нового закона, – заявил Михаил Мухин.
Не обошлись без формализма
Мы уже говорили о том, что законодатели внесли много чисто технических, ничего не меняющих корректив. Но есть моменты, заслуживающие отдельного бухгалтерского внимания. Так изменили понятия года, квартала, месяца. НК уходит от исчисления сроков в неделях. Теперь все сроки меньше месяца будут рассчитываться в рабочих днях.
У чиновников и для физических лиц-резидентов нашлись кое-какие изменения. Дело в том, что закон дает новое толкование «года». Теперь резидент – это человек, который находится на российской территории не менее 183 дней в течение 12 месяцев, следующих подряд, а не в течение календарного года, как раньше. Это значит, например, что при приеме на работу иностранного сотрудника бухгалтер может смело применять ставку НДФЛ 13%, а не ждать когда пройдет шесть месяцев пребывания иностранца на территории страны.
Все тайное останется тайным
Закон дал плательщикам право на сохранение налоговой тайны (а не право требования ее сохранения, как раньше), а для налоговиков ввел корреспондирующую обязанность – обеспечивать сохранность информации, составляющей такую тайну. То есть теперь в суде можно будет потребовать компенсацию за несохранность сведений. Специальных норм об ответственности за невыполнение этой обязанности (а равно и других) для инспекторов не ввели. «И в них нет необходимости, – считает Андрей Брусницын, – поскольку общие составы описаны как Кодексом об административных правонарушениях, так и Уголовным Кодексом». При этом самой процедуры обеспечения сохранности таких сведений тоже нет.
Со своей стороны Михаил Мухин предлагает плательщикам воспользоваться правом на защиту коммерческой тайны на основании п. 1 ст. 6 ФЗ «О коммерческой тайне». Согласно этому закону в случае отказа лица предоставить такие документы инспектору, истребовать их можно только через суд. Налоговый кодекс в свою очередь говорит о том, что их может истребовать инспектор на основании статьи 94 НК. К сожалению, это противоречие так и не было устранено. Практика покажет, как решат эту проблему инспекторы и плательщики. Если же речь идет об уголовно-процессуальной выемке таких документов, то ее можно проводить только с разрешения прокурора.
Счет счету рознь
Законодатель не уточнил понятие счетов. Кодекс дает свое определение счета для целей налогообложения. Мнение ФНС – любые счета, открытые по договору банковского счета. Минфин настаивает на том, что депозитные, ссудные и транзитные счета не могут использоваться для целей налогообложения. В частности, с депозитного счета средства свободно не расходуются. Хотя информация о состоянии такого счета и интересна налоговым органам – ведь с него можно взыскать недоимку по окончании договора. Представитель ФНС больше согласен с позицией Минфина.
Декларационные новшества
На сегодняшний день более 90% деклараций бухгалтеры сдают в бумажном виде. С 1 января 2007 года сдавать «электронную» отчетность должны будут те организации, в которых работает больше 250 человек. А у крупных налогоплательщиков (среднесписочная численность свыше 100) такая обязанность возникнет с 2008 года.
При отсутствии финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщик будет представлять декларацию по упрощенной форме.
Законодатели внесли еще одно важное изменение – налоговую декларацию теперь может подписывать не только директор, но и представитель фирмы (законный или уполномоченный).
Уточнить декларацию – право или обязанность?
Ввели понятие «уточненной налоговой декларации». В зависимости от того, приводят ли выявленные ошибки к уменьшению суммы налога к уплате или нет, идет разграничение прав и обязанностей фирмы-плательщика в отношении подачи уточненной декларации. Так фирма не будет нести ответственность при подаче уточненной декларации после истечения срока представления налоговой декларации и срока уплаты налога в случае:
- если уточненная декларация представлена до того, как плательщик узнал об обнаружении инспектором ошибки, либо о том, что ему предстоит выездная налоговая проверка. Но это действует только в том случае, если фирма доплатит недостающую сумму налога и пени;
- если уточненная декларация представлена после выездной налоговой проверки, в ходе которой налоговики не выявили нарушений.
Обособленный момент
Сообщить о создании обособленного подразделения по месту его нахождения нужно будет в течение месяца с момента образования такого подразделения. Фирму не вправе привлечь к ответственности за нарушение сроков подачи заявления. Но это, конечно, при условии, что организация уже состоит на учете именно в этой налоговой. Если же на территории одного муниципального образования вы открываете несколько обособленных подразделений, которые подведомственны разным инспекциям, то сообщить нужно по месту нахождения одного из них. Эту норму Михаил Мухин подверг резкой критике:
– Такое очень трудно представить. В Москве – 330 муниципальных образований и всего 30 инспекций!
Если организация приняла решение о прекращении работы подразделения, то его снимут с учета в течение 10 дней со дня подачи заявления, но не раньше, чем завершится выездная налоговая проверка в случае ее проведения.
Камеральные новинки
Контрольные мероприятия, не завершенные до 1 января 2007 года, проводятся и завершаются в прежнем порядке.
Что касается нововведений в порядок проведения камеральной проверки, то инспекторы теперь:
не имеют права требовать дополнительные сведения и документы. Исключение составляют случаи, когда фирма заявляет о возмещении НДС, льготах, а также в отношении налогов, связанных с природопользованием.
если при камеральной проверке не обнаружили ошибок, то инспекторы не имеют права требовать первичку. Будем надеяться, что наконец-то положат конец превращению камеральной проверки в выездную.
по результатам камеральной проверки инспекторы будут составлять акт только в случае выявления нарушений. После подписания плательщик оставляет акт у себя. Проверяемое лицо сможет присутствовать при рассмотрении материалов.
Место выездной проверки изменить можно
Если налогоплательщик не может предоставить помещение, то выездная проверка может проводиться и по месту нахождения инспекции. Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о ее проведении.
Изменили сроки и порядок проведения выездных налоговых проверок. Теперь ее можно проводить максимум два раза в год и продолжаться она должна не больше двух месяцев, а в исключительных случаях до шести. Кроме того, за один налоговый период по одному и тому же налогу сотрудники ФНС могут посетить фирму только один раз. Результаты выездной проверки должны быть оформлены в течение двух месяцев, а камеральной – в течение десяти дней.
Приостанавливать можно только выездную проверку и не более, чем на шесть месяцев. В течение этого периода инспекторы не имеют права требовать документы у проверяемого и обязаны вернуть все ранее полученные подлинники документов, за исключением полученных в ходе выемки.
Если инспекторы найдут правонарушение только со второй попытки, то новый закон автоматически освобождает фирму от ответственности за выявленное нарушение. Если, конечно, не докажут, что налоговое правонарушение не выявили вследствие коррупции.
Встречные проверки не отменили
Просто заменили понятие более длинным. Понятие встречной проверки заменили более длинным. Виды проверок теперь установлены в ст. 87 НК, их всего два: камеральные и выездные. Отличие отмечается в целях этих мероприятий. При камеральных и выездных – контролируют соблюдение законодательства, при встречной – получают информацию. Закон исключает прямой контакт инспекторов с контрагентами проверяемой организации. Необходимую информацию налоговый орган должен будет запрашивать у подразделения, в котором контрагент состоит на учете. Это могут быть такие сведения:
В рамках налоговой проверки могут запрашивать информацию и документы, которые касаются деятельности конкретной фирмы;
Вне проверки при наличии обоснованной необходимости налоговики могут запрашивать информацию о конкретных сделках. При этом в запросе они должны указать данные, которые позволят их идентифицировать: дата, предмет и т. п.
Что понимает законодатель под обоснованной необходимостью – предпринимателям, видимо, предстоит выяснять в суде.
Индульгенция Минфину и ФНС
Если у фирмы возникает недоимка в результате данных ей государственным органом разъяснений – как адресованных персонально ему, так и неопределенному кругу лиц – то принятый закон освобождает организацию от налоговой ответственности и взыскания пени. По мнению Михаила Мухина, это является одно из важнейших нововведений. Правда, применять эту норму можно будет только в отношении разъяснений, которые дадут чиновники после 31 декабря 2006 г. Те же разъяснения, которые есть сейчас – освобождают лишь от налоговой ответственности, но не от начисления пени. «Я бы заплатил эти пени, но потом регрессом «выкатил» государству. Ведь существует норма, предусматривающая возмещение убытков, причиненных действиями государственных органов», – высказал свое мнение эксперт.
Соответствующая норма не применяется, в случае если эти разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной плательщиком.
Оспорить сделку не просто
Помимо сохранения за налоговыми органами права на обращение в суд с исками о признании регистрации юридического лица незаконной и о его ликвидации, законодатель подтвердил и их право на оспаривание сделок, внеся соответствующие изменения в Закон РФ «О налоговых органах». «Возможно, налогоплательщики сочтут это еще одним обстоятельством, ухудшающим их положение, но лично я за то, чтобы у налоговых органов было такое право – ведь оспорить сделку не так-то просто», – отметил Мухин. Во-первых, всего по двум видам недействительных сделок полученное взыскивается в доход государства, во-вторых, налоговый орган должен являться надлежащим истцом.
Сроки давности увеличены
Срок давности в новой редакции ст. 113 НК заканчивается в момент вынесения решения. Эта норма улучшает положение плательщиков. Только решение будет определять полный состав правонарушения. Пока же до 1 января 2007 года действует порядок истечения срока давности в момент составления акта.
Прерывать течение срока давности налоговики смогут, если фирма активно препятствовала проведению налогового контроля. Эта позиция прозвучала еще в Постановлении КС РФ от 14.07.05 г. № 9–П, которое указывает, что налоговая инспекция будет искусственно провоцировать на нарушение срока. Но как можно спровоцировать на непредставление документов в течение нескольких лет? Течение срока давности приостанавливается на то количество времени, которое заняло воспрепятствование.
Абсурдным, по мнению Михаила, является и то, что активное противодействие возможно только в рамках проведения выездной налоговой проверки, когда лицо препятствует доступу инспекторов на свою территорию или в помещение. Если же проверка проводится по месту нахождения налогового органа, то препятствовать ей по логике законодателя оно не может. Таким образом, нарушается принцип равенства всех перед законом.
Дополнительный бюрократический препон – предварительное обжалование решений налоговых органов в вышестоящих инстанциях перед обращением в арбитражный суд. При этом не указаны сроки вынесения таких решений. Эта норма вступит в силу с 1 января 2009 г.
Бремя доказывания неустранимости сомнений, противоречий и неясностей законодательных актов лежит на заинтересованной стороне, а это сделать практически невозможно.
Источник: Издательство «Бератор-Пресс»