Миграционный учет иностранных работников
Проблема постановки на миграционный учет иностранных граждан, прибывших в РФ из стран ближнего и дальнего зарубежья для осуществления трудовой деятельности без разрешения на временное проживание, всегда вызывает много вопросов.
Иностранный гражданин подлежит учету по месту пребывания по истечении трех рабочих дней со дня приезда в место пребывания. То есть не с момента пересечения границы с Россией, а с момента приезда в город, где он планирует работать. Обязанность постановки на учет возлагается на принимающую сторону. Это может быть гражданин РФ, индивидуальный предприниматель, юридические лица или их филиалы, словом, те, у которых иностранный гражданин фактически проживает либо работает. Постановка на миграционный учет осуществляется преимущественно через почтовые отделения (без разрешения на работу) или районные отделения Управления федеральной миграционной службы (далее — ОУФМС).
Существуют 2 основных вида миграционного учета. Первый, наиболее простой и, в основном, не требующий каких-либо специальных знаний — на 3 месяца с даты въезда в Россию. Однако принимающей стороной в этом случае чаще выступают физические лица, в то время как необходимый пакет документов для организаций отличается лишь доверенностью на представителя юридического лица.
Второй вид учета осуществляется только при наличии у иностранного гражданина разрешения на работу, — на год с момента въезда в Россию, либо до окончания срока действия разрешения на работу (в зависимости от того, какой случай наступает ранее). Здесь наоборот, принимающей стороной чаще выступают организации, хотя для физических лиц эта процедура несколько проще. Основным документом в любом случае является трудовой договор. При этом гражданин РФ может выступать принимающей стороной как на основании трудового договора, заключенного между ним и иностранным работником, так и на основании трудового договора, заключенного между иностранным работником и третьей стороной, например юридическим лицом.
При постановке на миграционный учет после получения разрешения на работу, у принимающей стороны, в основном у организации, зачастую возникает ряд трудностей.
Трудовой договор и договор аренды на фактический адрес организации
Прежде чем отправиться в районный ОУФМС, необходимо удостовериться в том, что трудовой договор с иностранным работником соответствует требованиям законодательства РФ. Так, например, в трудовом договоре должна быть указана должность иностранного работника полностью соответствующая должности, указанной в его разрешении на работу. Желательно, чтобы дата заключения трудового договора совпадала с датой посещения районного ОУФМС. Датой расторжения договора является дата окончания действия разрешения на работу иностранного гражданина.
Продление временного пребывания
Срок, на который продлевается временное пребывание, зависит от следующих факторов:
-
от даты въезда — иностранный работник не может находиться в России более одного года, даже если у него продолжает действовать разрешение на работу;
-
от даты окончания срока действия разрешения на работу;
-
от даты окончания срока действия договора аренды на фактический адрес организации. В принципе, такой договор не обязателен, но некоторые районные ОУФМС в СПБ и ЛО отказываются продлевать срок временного пребывания на срок больший, чем срок действия договора аренды, не зависимо от первых двух факторов, а, следовательно, данную процедуру будет необходимо пройти заново после заключения нового договора аренды.
Изменение статуса нахождения
Сотрудники УФМС требуют, чтобы в течение трех рабочих дней с момента заключения первого трудового договора иностранный гражданин был поставлен на миграционный учет как работник, даже если у него не истек срок первичной постановки на учет — на 3 месяца с момента въезда в РФ.
Трудоустройство иностранных работников, уже поставленных на миграционный учет на 1 год
Мнения самих сотрудников районных ОУФМС по этому вопросу расходятся. С одной стороны, работодатель при приеме на работу обязан проверить документы иностранного работника, в том числе и отрывной бланк уведомления о прибытии. Эта «регистрация» информирует работодателя, кто именно является у иностранного работника принимающей стороной. Если у иностранного работника документы в порядке, то новый работодатель не обязан становиться для него принимающей стороной, так как иностранные граждане пользуются в РФ правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах страны. Но, с другой стороны, довольно часто сотрудники районных ОУФМС считают, что новый работодатель обязан уведомить их о прибытии в место пребывания гражданина в течение трех дней, в противном случае пугают штрафами. Эта точка зрения актуальна в связи с распространением случаев, когда иностранный работник приходит устраиваться на работу с поддельными документами. Чаще всего попадаются фальшивые «регистрации». Сотрудники УФМС при постановке на миграционный учет тщательно изучают все предъявляемые документы и в случае выявления подделки могут своевременно уведомить об этом работодателя.
Снятие иностранных граждан с учета по месту пребывания
Эта процедура осуществляется, если иностранный гражданин выбирает новое место проживания или увольняется, уезжает из РФ, скажем, в командировку или в отпуск, а также, если он умирает или пропадает без вести. В первых двух случаях принимающая сторона, не позднее чем через 2 дня со дня убытия данного иностранного гражданина, направляет в районный ОУФМС отрывную часть бланка уведомления о прибытии, в которой предварительно необходимо поставить дату убытия.
В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от 2000 до 4000 рублей; на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 400 000 до 500 000 рублей.
Семен ШЕВЕВЕВ,
юрист ЮБ «Альтернатива»
юрист ЮБ «Альтернатива»
Дата публикации: 28.07.2008